Корзина

Восточный колорит ресторана «Ялла» (Ростов-на-Дону)

Ресторан «Ялла» (Ростов)

Восточный колорит

Автор проекта: Влад Рудницкмй
Фото: Виктор Левшин
Текст: Владислав Исаенко

Чем нас привлекают рестораны? Безусловно, возможностью побаловать себя искусно приготовленными блюдами. Это прекрасное место для встреч с друзьями, близкими, партнерами по бизнесу. Но прежде всего, они позволяют нам отдохнуть от рутинных дел, сменить атмосферу. Именно из-за «особой атмосферы» мы предпочитаем одни рестораны другим, а рестораторы стараются придать каждому заведению уникальный, запоминающийся характер, чтобы посетителям хотелось возвращаться сюда снова и снова: назначать встречи, отмечать праздники, советовать друзьям.
 
Когда ресторатор Аджай Сингх задумал открытие нового заведения, у него за спиной уже был огромный опыт — 25 ресторанов в Ростове-на-Дону и по всей Ростовской области! От демократичных суши-баров до люксовых заведений с авторской кухней. Новый ресторан восточной кухни Ялла был задуман, как уникальное для Ростова заведение. Его универсальность — респектабельный ресторан, открытые веранды и терраса, несколько сцен с возможностью живых выступлений — не должна была вступать в противоречие с основной концепцией. Войдя в двери Яллы, посетители должны попадать в настоящую восточную чайхану, и ничто не должно разрушать этот образ.
 
Для новой работы Аджай пригласил дизайнера Влада Рудницкого, в тандеме с которым уже были реализованы несколько проектов.

Меня впечатлил Гранд Базар в центре Стамбула. Этому рынку придают очарование сводчатые стены средневекового здания. Мне же нужно было превратить в восточный базар современное строение со стеклянным фасадом. Восточный рынок — это немыслимое смешение красок, запахов, языков, музыки, товаров со всего Света! Это атмосфера праздника изобилия и достатка. Я не столько старался стилизовать помещение и интерьеры под восточный базар, а стремился воссоздать его незабываемую атмосферу.

Влад Рудницкий, дизайнер

Звук, как часть образа

Для создания атмосферы одних визуальных образов недостаточно. Все органы чувств должны хором доказывать посетителю, что он сделал правильный выбор. И здесь немаловажную роль играет музыка. Музыка в ресторане может быть фоновой и концертной. Задача фоновой музыки создать расслабляющую атмосферу, чтобы посетитель оставался здесь как можно дольше. Фоновая музыка не должна заставлять гостей разговаривать на повышенных тонах, но в то же время она должна скрыть то, о чем говорят за соседним столиком. Вечером наступает время веселья, и фоновая музыка сменяется живым выступлением музыкантов. Для этого в Ялле сделано целых три сцены! Перед звукоинженерами встала непростая задача: качественный звук, соответствующий уровню ресторана, который будет способен «привязать» клиентов и создаст дополнительное преимущество для нового ресторана перед конкурентами.

Я построил не один ресторан и знаю, как важен хороший звук. Ошибка здесь может стоить очень дорого. Инвестируйте большие суммы в оформление интерьера, закупите самое современное оборудование на кухню, пригласите лучших поваров. Но если не создадите атмосферы праздника, если фоновая музыка доставляет дискомфорт посетителям, все ваши усилия пойдут прахом. Клиенты просто не будут засиживаться у вас подолгу, праздники без хороших живых выступлений тоже немыслимы. Но даже самые дорогие исполнители не смогут расшевелить гостей с плохим звуковым оборудованием. Поэтому к выбору акустики у меня подход простой: звук должен быть хороший или его не должно быть вообще.

Аджай Сингх, ресторатор

Ответственный выбор

Для выбора подходящего звукового оборудования был устроен тендер со сравнительным прослушиванием, что лишний раз подтверждает всю серьезность, с которой Аджай относится к музыке. Качество звука — лишь один из критериев. Оборудование должно быть максимально компактным, надежным, удобным в управлении, и, конечно же, иметь разумную цену. Примечательно, что проект на более дорогих акустических системах в итоге может оказаться более доступным — когда одна колонка может справиться там, где нужно две-три более дешевых, получаем экономию без потери качества.
 
Проект достался инженерам компании BOSE. При существенно меньших габаритах эти акустические системы имели гораздо более высокий КПД.
 
Внутреннее помещение ресторана оказалось довольно сложным: большой зал на 148 посадочных мест общей площадью 250 кв. м., высокие потолки, металлические перекрытия. Чем выше подвешена колонка, тем меньшую площадь она способна озвучить и, следовательно, колонок для помещения с высокими потолками нужно больше. Но у BOSE есть довольно оригинальное решение — подвешивающаяся на тросах конструкция, внешне напоминающая люстру. В цилиндрическом корпусе заключен сабвуфер, а к нему по краям крепятся четыре широкополосных сателлита, направленных в разные стороны. Для того, чтобы создать равномерное покрытие всего помещения с ощутимым полновесным басом, хорошей речевой разборчивостью потребовалось семь таких комплектов. При этом, процессор позволяет выставить разный уровень громкости для разных зон. Так, в районе барной стойки звук всегда немного приглушается, чтобы бармену было проще общаться с посетителями и коллегами.
 
Для летних веранд подошла другая акустика — навесные влагозащищенные колонки с широким углом раскрытия и полным частотным диапазоном. Они имеют достаточно глубокий бас и не требуют установки отдельного сабвуфера. Они предназначены для установки на открытом воздухе. Они способны переносить прямое попадание воды, песка и снега и не замечают перепадов температур от –40 до +50°C. На большой шатер оказалось достаточно всего восьми таких громкоговорителей, ими же озвучен малый шатер и терраса, а три динамика разместили у входа в ресторан, чтобы музыка привлекала прохожих.
 

Чистый «живой» звук

При подборе звуковых систем для живых выступлений соотношение малых габаритов и высокой эффективности оказалось определяющим. В то время, как другие производители предлагали крупногабаритные концертные наборы, требовавшие мощного усиления, BOSE оказалось достаточно всего нескольких колонок. Две пары всепогодных широкополосных акустических системы BOSE 802 имеют по восемь динамиков на округлой лицевой панели каждая и угол раскрытия в 120°. Таким образом, всего двух акустических систем оказалось достаточно, чтобы музыкантов было отчетливо слышно в каждой точке помещения. Основу из глубокого баса создают два довольно небольших сабвуфера BOSE MB 24 WR, установленных по краям сцены. Аббревиатура WR (water resistant) указывает на то, что их корпус пропитан специальным влагостойким составом, и эти сабвуферы не боятся тумана, росы и конденсата. Рестораторы любят звук BOSE за мягкий, комфортный и одновременно насыщенный звук. Благодаря фирменному алгоритму цифровой обработки сигнала ощутимая глубина баса и идеальная разборчивость в верхнем и среднем регистре сохраняются на любом уровне громкости. У концертной акустики порог, за которым начинаются искажения и неприятные призвуки недостижимо высок.

Когда мы приступили к настройке собранного комплекта, и я услышал, как на оборудовании BOSE зазвучала мой гитара, удивился кристальной чистоте и натуралистичности звучания. Все было так отчетливо, словно в студийных мониторах или наушниках. Непривычно и полнозвучно. У BOSE оказался комфортный мягкий бас. И уже потом, слушая музыку из зала, я отметил, как равномерно они покрывают звуком все помещение. Можно ходить от стены к стене и разницы в звучании не почувствуешь.

Андрей Майборода, музыкант и звукорежиссер

Все «железо» — усилитель и процессоры спрятаны в отдельной серверной комнате и не занимают места на сцене или в баре. Цифровой усилитель имеет высококачественный встроенный блоки питания, что позволяет при мощности в 4 кВт питать его от обычной бытовой розетки. Управление выведено на лаконичную, но интуитивно понятную настенную панель. Источником фоновой музыки служит обычный iPod, где предварительно сделана соответствующая музыкальная подборка, утвержденная Аджаем. Правильный музыкальный контент для ресторана важен не менее, чем качество звучания. При желании, можно настроить и удаленное управление музыкой, когда владелец или администратор может запускать композиции, регулировать громкость в разных зонах удаленно, через интернет. Эта функция пригодится, когда сетью заведений управляет один человек.
 
Класс ресторана определяется не только качеством кухни, дороговизной интерьера или количеством мишленовских звезд. Уровень виден по отношению к деталям. И звук в ресторане — важная и яркая часть мозаики, из которой посетитель складывает целостную картину и выносит свой вердикт: нравится или нет.
 

Акустическое оборудование BOSE обеспечивает фоновое озвучивание и оповещение в зале и на летней веранде ресторана «Ялла» в Ростове-на-Дону

Invalid Displayed Gallery


 

Метки:

Log In or Create an account

Корзина